Выгода vs Ценность

Вам наверняка приходилось сталкиваться с ситуацией, когда специалисты противопоставляют духовый и материальный аспекты  личности человека. С профессиональных позиций это может быть оправдано. В конце концов, невозможно одинаково хорошо разбираться и том, и в другом.

Однако для обычно человека подобный подход не так безобиден, как может показаться на первый взгляд.

Чрезмерное увлечение заработками может выжечь душу изнутри. Золотой телец (он же ПРОФИТ) весьма ревнив и требует постоянного к себе внимания.

Увлечение витаниями в возвышенных сферах - легко может привести к пустым карманам.

Однако, давайте все рассмотрим по порядку.

Ниже приведён отрывок из интервью с одним очень уважаемым мной специалистом по личностному развитию. Имя не называют, поскольку подобный подход, увы, типичен.

Вопрос:    Можете пояснить в чём принципиальное отличие для Вас понятия ВЫГОДА от понятия ЦЕННОСТЬ??

Ответ:         ЦЕННОСТЬ прямо противоположна ВЫГОДЕ... 

Ценность Вас ведёт по траектории ВНУТРЕННЕГО ПУТИ (ПРЕДНАЗАНАЧЕНИЯ) к цели: БЫТЬ КЕМ-ТО!

Выгода Вас движет только по траектории внешнего пути к УСПЕХУ: цель внешнего пути - ОБЛАДАТЬ ЧЕМ-ТО (например статусом).

Внешний путь иллюзорен - он лишь СКРЫВАЕТ от человека ПУТЬ ВНУТРЕННИЙ.

Тот, кто узрел ПУТЬ ВНУТРЕННИЙ уже не соблазнится в полной мере на иллюзорность внешнего пути...

И лично я предпочитаю жить исходя из своих ценностей, иногда для меня такая жизненная позиция "не выгодна", но это не имеет сущностного значения.

Причина противопоставления

На мой взгляд, противопоставление понятий выгода (ИМЕТЬ) и ценность (БЫТЬ) является следствием использования двух разных исследовательских моделей со своим набором инструментария в каждой.

Хотя есть ещё и третья категория, на мой взгляд, самая важная – категория действия (УМЕТЬ ДЕЛАТЬ), о которой в интервью упоминается вскользь.

Обычно рассматривается трёхуровневая иерархия альтернатив:

  • быть – казаться
  • делать – не уметь
  • иметь – отказаться
Это набор отражает двухполюсную модель мировоззрения: высшее, духовное противопоставляется низшему, мирскому. Типичный конфликт ДУХА и ПЛОТИ.
 
А главная волшебная палочка таблетка – действие – болтается где-то между ними.
Увы, подобный подход типичен. И результат – известен: либо в грязь, либо в Гималаи. Третьего не дано.
 
Дело в том, что при использовании подобного противопоставления мы сами себя программируем на движение по одному из трёх путей:
 
1) с презрением отрешиться от мирских забот и удалиться в свои Гималаи (апофеоз для умно-бедных)
2) наплевать на свою душу и двинуть в услужение Золотому Тельцу (плохой богач, обижающий бедных, но хороших ребят)
3) путь героя-жертвы. Главный герой жертвует своим счастьем и в очередной раз отправляется спасать мир в различных вариациях.
 
Все эти фишки в различных сочетаниях усиленно эксплуатируется в кино. И прекрасно продаются. До тошноты. И насаждаются нам в реальной жизни в качестве поведенческих моделей. Однако давайте не будем отвлекаться от темы.
 

Проблема в том, что независимо от желаний исследователей и ВЫСШЕЕ, и НИЗШЕЕ уживаются в реальном человеке на протяжении тысячелетий. Меняются декорации. Но мы мало чем отличаемся от наших предков.

Лично мне интересно теорию превращать в практику и извлекать из этого пользу.

По этой причине давайте чуть изменим исходную задачку и рассмотрим, что может объединить противоположности.

В чём их единство?

Из собственных наблюдений мне известно, что в подавляющем большинстве случаев разные люди одни и те же термины понимают по-разному.

Личностные ценности не являются исключением. Не верите? Это Ваше право, но это факт.

К примеру, какие ассоциации вызывает слово СЕМЬЯ именно у Вас?

Смею утверждать, что если попросить разных людей перечислить, какие ассоциации у них вызывает слово СЕМЬЯ, то мы получим разные НАБОРЫ понятий, которые будут отличаться и по количеству слов, и по порядку их следования.

В качестве лирического отступления дарю тест-шутку

Назовите 5 слов, оканчивающихся на –АЗМ. Обычно называют слова в следующем порядке:

  • 1е и 2е места делят МАРАЗМ и ОРГАЗМ
  • 3е и 4е места делят СПАЗМ и МИАЗМ
  • 5е место обычно занимает ЭНТУЗИАЗМ

Полвека назад ЭНТУЗИАЗМ занимал 1е место, а МАРАЗМ и ОРГАЗМ употреблялись крайне редко и могли не называться вовсе.

Практический аспект

Когда нас спрашивают о ценностях, мы называем то, что принято называть: семья, друзья, работа и так далее. Это всё правильно. Но на сколько всё это соответствует с истинными (не навязанными общественным мнением) ценностями нашей натуры? Ведь нередко не назвать то, что принято, нельзя. Мешает внутренний цензор.

Но когда от возвышенных ценностей мы переходим к обычным, мирским делам и начинаем рассуждать о том, что нам нравится или не нравится, мы получаем возможность выражать своё личное, не фильтрованное мнение.

В первую очередь мы вспоминаем о том, что для нас действительно важно. О второстепенном или несущественном (именно для нас) мы можем и не вспомнить. В отличие от общепризнанных ценностей

Суть подхода разберём на примере

Уместно предположить, что в наборе слов, ассоциирующихся у конкретного человека с понятием СЕМЬЯ, на первом месте будут стоять слова, обозначающие наиболее важные и значимые для него вещи, отражающие часть приоритетов человека применительно к понятию СЕМЬЯ

Например: УЮТ, ЗАБОТА, СОСЕДИ, РАЗМОЛВКИ, ВНИМАНИЕ, БОРЩ, ЗАРПЛАТА, ДЕТИ, ТРЕВОГА ЗА БЛИЗКИХ, СЕРИАЛ и т.д.
 
Причём, меняя условия теста, мы будем получать от одного и того же человека разные наборы слов. Некоторые потребуют уточнения, то есть разбиения на более простые понятия.
 
Например, УЮТ - это ДИВАН, ТЕПЛО, ТАПОЧКИ, ТЕЛЕВИЗОР и т.д.
 
Если набраться терпения, то для каждого сложного и неоднозначно трактуемого понятия можно составить свой набор слов, каждое из которых имеет одинаковую трактовку для большинства людей.

В итоге мы получили своеобразный словарь или множество простых, однозначно трактуемых терминов. Каждое слово (или словосочетание) будет отражать простую вещь, которая нам нравится или не нравится.

Пример 2. Слово БОРЩ.

Во-первых, любой русскоязычный человек понимает, что речь идет о 1м блюде.

Во-вторых, я, например, могу обожать БОРЩ, могу не быть гурманом и есть, что дадут, а могу патологически ненавидеть любые 1е блюда.

Точно так же я могу выразить своё отношение к любой вещи (явлению), которое у меня ассоциируется с понятием МОЯ СЕМЬЯ.
 
Если задать шкалу оценки [от НЕНАВИЖУ=-10 до ОБОЖАЮ=10], то после сортировки мы получим шкалу предпочтений конкретного человека.
 
Эта работа может быть выполнена для любой ценности конкретного человека.
 

Ну что ж, поздравляю! Только что мы успешно и, надеюсь, без потерь завершили переход через Альпы. На всякий случай поясню.

Только что мы с Вами:

1) разобрали, как устроен механизм определения абстрактных ЦЕННОСТЕЙ через одинаково понимаемые большинством людей элементарные ПОНЯТИЯ
2) установили шкалу предпочтений, которую выразили в баллах от -10 до +10

Осталось последнее усилие

Если для каждой ЦЕННОСТИ выписать раскрывающие их понятия в порядке убывания баллов, то мы получим перечень ПРИЧИН, из-за которых эта ЦЕННОСТЬ является для конкретного человека ценной.

Последний штрих: замените баллы не попугаев, борзых щенков, тугрики и т.п.

Что мы получим? Правильно. Упорядоченный перечень ВЫГОД, которые конкретный человек связывает с данной ЦЕННОСТЬЮ.

Никаких фокусов и выкрутасов

  • DAO человека (реализация его предназначения) и его обыденная деятельность неразделимы.
  • ВЫГОДА - это дополнительная ЦЕННОСТЬ, которую мы получаем или теряем.

А вопрос БЫТЬ или ИМЕТЬ – неправильный. Правильный вопрос: что и как ДЕЛАТЬ, чтобы БЫТЬ и при этом ИМЕТЬ?

А что по этому поводу думаете ВЫ?
Пишите в комментариях.
ВАШЕ мнение имеет ЦЕННОСТЬ
 

Понравился материал? Поделитесь с друзьми!

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика